Дома с привидениями, могильные проклятья и необъяснимые видения — самые мистические легенды о Красноярске и его окрестностях.
Журналист сайта НГС.НОВОСТИ пообщался со специалистом Красноярского экскурсионного агентства Центра путешественников Еленой Бершадской, которая рассказала о самых популярных легендах города: о них рассказывали коллеги, порой подтверждали участники туристических групп или даже случайные знакомые: «Легенды — они, как и анекдоты, рождаются из жизни».
Бандитский клад Черной сопки
Одна из самых старых историй-легенд, окутавшая Красноярск, произошла в конце XIX – начале XX века. До сих пор красноярцы рассказывают, что у подножья Черной сопки спрятан бандитский клад.
В то время в Красноярске действовала шайка разбойников. Они нападали, грабили, отбирали золото. Все это они складывали здесь. По легенде, в тот момент, когда шайку арестовывали, главарь Старик был тяжело ранен. Его оставили умирать в больнице.
Там из жалости за ним ухаживал мальчишка.Перед смертью старик открыл тайну клада, рассказал, как его найти, и предупредил: «Там увидишь меня, но не бойся, я тебя не трону».
Повзрослев, парень решил клад найти. Пошли за кушем большой компанией. Уже добравшись до места, ночью один из путников увидел привидение Старика. Не зная о предостережении, он со страху разбудил всех друзей, и вся компания убежала.
Спустя некоторое время все, кроме носителя тайны, по разным причинам умерли. А сам этот парень несколько раз пытался найти место, но ни ему, ни другим, кому рассказывали дорогу, это до сих пор не удалось.
Дом Гадалова (Мира, 90) — видение дружинника
Большинство других легенд появились уже в советское время. Одна из таких — легенда о доме Гадалова на пр. Мира, 90. В 80-х годах там уже размещался Сельскохозяйственный институт (сейчас это КрасГАУ).
Студенты собирались в добровольные дружины. В их обязанностях среди прочего было пробежаться по этажам здания вечером перед уходом. Один из дружинников поднялся на 3-й этаж к лаборатории. Юноша увидел, что из-под двери пробивается свет, и услышал голоса.
Он приоткрыл дверь и вместо лаборатории увидел старинную комнату: камин, диван, кресло, столик и чашки с настоящим заваренным кофе. В 80-х такой кофе найти было практически невозможно. Сидят 3 человека, одетые по моде прошлого века. Один из них в мундире, двое — в гражданском. Люди солидные — двое с бородами, один выбритый.
На столе икра, масло, семга. Парень стоит в дверях, а эти трое общаются между собой, и тут заговорили о нем: «Вот и гости пришли!». В какой-то момент человек в мундире настойчиво намекнул, что пора бежать.
Дружинник, как был с чашкой кофе в руке, выскочил в коридор. Через несколько дней парень пришел в КГБ, но после допросов ему рекомендовали никому об этом не рассказывать.
Интересен тот факт, что на том месте, которое увидел дружинник, как оказалось, ранее действительно находилась комната для приема гостей семьи Гадаловых.
Разграбленное кладбище под БКЗ
Раньше на месте БКЗ (Большой концертный зал) был Воскресенский собор — первый каменный собор Красноярска, снесенный в 60-х. Возле его забора был небольшой погост. Хоронили там только самых достойных: командора Николая Резанова, мецената Петра Кузнецова.
Когда собор был разрушен и началось новое строительство, в земле нашли множество захоронений. Днем раскопками официально занимались археологи, ночью искать древние ценности приходили и простые горожане.
Среди прочего ценились черепа, особенно с зубами. Особо догадливые их полировали, покрывали лаком, вставляли красное оргстекло в глазницы, а снизу устанавливали фонарики. Такие светильники продавали очень дорого, за 30–50 руб., — на то время чуть меньше средней зарплаты.
Позже с такими умельцами начали происходить странные вещи. У одного в доме стала двигаться мебель. «После того как его кровать проехала от одной стены до другой вместе с ним, он все эти черепа собрал и похоронил там же, где выкопал», — рассказывает Елена. Другой, студент-медик, выкопал пару черепов и просто поставил их в своем шкафу.
Потом он рассказывал, что черепа разговаривают, он слышал их голоса из соседней комнаты. Студент уточнял, что ставил черепа глазницами вперед, а позже, после услышанных звуков, черепа оказывались повернуты глазницами друг к другу. Закончилось тем же — все было собрано и похоронено.
Шорох привидений дома Крутовских (Каратанова, 11)
Мистика этого дома открылась в 90-х годах, когда его начали реставрировать. История простая — люди, которые оставались работать по вечерам, стали слышать какие-то шорохи, шаги, непонятные звуки.
Из-за жутких ощущений бригада работать отказалась. Для того чтобы продолжить работу, даже приглашали священника, который, по рассказам, освятил дом. После этого странности в нем прекратились.
Могильные тайны «КВАНТа»
Современный торговый комплекс «КВАНТ» на Красной Армии, как оказалось, построен на бывшем городском кладбище. Там стояла Всехсвятская церковь, где, кстати, крестили Василия Сурикова.
Кладбище было большим — спускалось до района нынешней ул. Ады Лебедевой. Это место считалось уже краем города. В военные годы на месте взорванной церкви построили завод.
Оказалось, могильная история дает о себе знать до сих пор. Женщина, давно работающая в ТЦ, призналась экскурсоводу, что временами на сотрудников накатывает жуть и дискомфорт, от которых хочется сбежать.
27 теней мертвых биофизиков
27 теней мертвых биофизиков, согласно еще одной городской легенде, обитают на университетской биостанции в 50 км от города, где-то в Емельяновском районе. Рассказывают, что на этой биостанции когда-то проводились эксперименты по запуску ракет.
Биофизики приехали на эту станцию и все погибли: возможно, от излучения, возможно, от застолья, где они якобы по ошибке выпили ракетное топливо. По легенде, на этом месте в полнолуние видят, как 27 теней выходят сквозь бетонную стену и идут в лес.
Однажды эту рассказанную Еленой легенду в автобусе с туристами неожиданно подтвердил водитель. Оказалось, ранее он возил студентов на эту биостанцию. И всех тогда предупреждали: если увидите тени, главное — никого не трогать и к ним не подходить.
Ночь с привидением в Музее
В 1913 году Красноярск по Северному морскому пути посещал норвежский исследователь Фритьоф Нансен. Его земляк, ученый Макс Моор, приезжал к нам уже в 80-х. За посиделками с интеллигенцией ему по секрету рассказали, что Фритьоф Нансен зимовал в одном из красноярских сел, а значит, здесь, в Сибири, могли остаться и его потомки.
Макс Моор обратился к архивам краеведческого музея в поисках данных для подтверждения. Был в музее поздно вечером, кроме сторожей и его никого не оставалось. Листал бумаги, как вдруг отчетливо почувствовал, как кто-то стучит ему рукой по плечу. А потом на норвежском услышал: «Не лезь, куда тебя не просят».
Он не обратил внимания. Тогда вновь почувствовал постукивание по плечу и услышал ту же фразу на норвежском: «Не лезь!». Моор развернулся и увидел знакомого пожилого бородатого мужчину, тот в третий раз ему строго приказал перестать копаться в документах.
Когда Макс Моор попытался встать, образ мужчины растворился, в нем он узнал Фритьофа Нансена, призрак которого, как оказалось, бродит по музею.
Спасительный свет Караульной горы
Не все легенды пронизаны страхом и ужасом. По одной из версий, в Красноярске есть место, обладающее сильнейшей позитивной энергетикой. Когда-то свет от Караульной горы спас человека.
По сохранившейся истории, красноярский купец Новиков возвращался по Енисею на лодке с товаром. Лодка перевернулась. В темноте купец перестал ориентироваться, начал тонуть и взмолился богу, прося о спасении и обещая взамен построить часовню. В этот момент он увидел столб света с Караульной горы и выплыл.
В 1805 году он действительно построил первую деревянную часовню на этом месте. А красноярцы до сих пор иногда замечают над городом столб света. Простые горожане честно признаются, что их к этому месту тянет.
Поделитесь интересной новостью: Продолжить чтение: