Когда стоит вопрос о том, где лучше провести свободное время, гости Санкт-Петербурга чаще склоняются к такой услуге, как аренда яхты или отдых на лоне природы. Промышленный туризм имеет совершенно другую направленность
«Добро пожаловать в С-Петербург» — под таким названием в пяти южных городах России прошло увлекательное мероприятие – роад-шоу, в ходе которого промышленный туризм был обозначен как новое направление, практикующееся в городе белых ночей. Город насчитывает плюс-минус 9 заводов, на которых проводятся экскурсии, однако сама организация мероприятия требует много хлопот, при этом особых доходов такие экскурсии не приносят. Поэтому сложно предугадать, как будет развиваться данное направление.
Промышленный туризм – проект, повышающий имидж предприятий
Когда стоит вопрос о том, где лучше провести свободное время, гости Санкт-Петербурга чаще склоняются к такой услуге, как аренда яхты или отдых на лоне природы. Промышленный туризм имеет совершенно другую направленность и позиционируется как мероприятие, повышающее имидж предприятия. Проводится оно бесплатно, рассчитано на целевую аудиторию – студентов и школьников. Это имиджевый проект, в ходе которого подрастающее поколение знакомится с рабочими специальностями. Цель проекта – повышение престижа отрасли и обеспечение ее рабочей силой, поскольку после таких экскурсий молодые люди уже на этом этапе могут определиться с местом работы после окончания учебного заведения. Посмотрев на производственный цикл своими глазами, молодежь увереннее смотрит в свое будущее.
Как проходят экскурсии на некоторых предприятиях Санкт-Петербурга?
Руководство таких предприятий, как завод Hyundai и Северная верфь считает, что экскурсии необходимы, но возможности по их организации несколько ограничены, поэтому всех желающих принять невозможно, разве что 2 – 3 группы в неделю. Приглашают на производство, как правило, старших школьников и студентов профильных учебных заведений. Что касается завода «Балтика», то здесь имеются свои особенности: экскурсии рассчитаны на молодых людей старше 18 лет, проводятся ежедневно по предварительной записи на сайте предприятия. Посмотреть на производственный цикл все желающие могут бесплатно, а вот за дегустацию нужно платить. Сладкий завод Coca-Cola открыт для посещений и взрослыми, и детьми, но только в летнее время: девять еженедельных экскурсий ждут своих посетителей. Некоторые предприятия Северной столицы делают экскурсии источником дополнительного дохода. В частности, «Императорский фарфоровый завод»: здесь берут плату как за само посещение, так и за проводимые мастер-классы. На заводе такую позицию объясняют не желанием заработать, а тем, что необходимо оплачивать труд экскурсоводов. Петродворцовый завод «Ракета», выпускающий легендарные часы, за посещения плату не взимает, но во время экскурсий посетители могут приобрести часы и футболки с символикой завода по более низким ценам. Такую же позицию занимают кондитерские фабрики. К сожалению, от проведения экскурсий в прошлом году отказалось руководство завода «Чупа-Чупс».
Перспективы
Представители ведущих туроператоров Северной столицы расходятся во мнении по отношению к промышленному туризму и его развитию в Санкт-Петербурге, в основном они не планируют заниматься организацией подобных экскурсий. На данном этапе привычнее и выгоднее организовывать такие услуги, как аренда отелей, аренда катера в Санкт-Петербурге, аренда концертных залов, экскурсии по историческим местам и т. д. Несмотря на то, что многие считают промышленный туризм перспективным направлением, городские власти на сегодняшний день не имеют стратегии его развития.