Потребительская активность в текущем году не оправдала надежд: на снижение спроса или стагнацию жалуются рестораторы, продавцы одежды, пивоваренные компании, а также туроператоры и турагентства.
Как выяснил «Коммерсант», негативный фактор уже затронул не только товары повседневного употребления, но и рынки автомобилей и недвижимости, а также туризм, где среди популярных традиционных новогодних туров россияне предпочитают теперь дешевые на популярных направлениях.
В декабре Министерство экономики предупредило об очередном пересмотре прогнозов роста русской экономики. В частности, прогнозируемый рост ВВП по итогам 2013 года снизился с 1.8 процента до 1.4 процента . Одной из причин является снижение в стране потребительского спроса.
Об ухудшившейся ситуации на потребительских рынках сообщают и отраслевые исследования. Исследовательский концерн «Ромир» считает ситуацию беспрецедентной: впервые за время наблюдений, а именно с начала 2008 года, в России потребительская активность снижается два осенних месяца подряд. Устойчивое падение спроса до сих пор встречалось лишь в летние месяцы или в начале года, после обычного декабрьского пика. В прошлом же ноябре покупательская активность уменьшилась на 1 процент в сравнении с октябрем и на 3 процента в сравнении с сентябрем.
По оценке «Ромира», имеется ввиду новый среднесрочный тренд: уменьшение расходов россиян на продукты питания и увеличении — на непродовольственные товары. Так, в течение всего 2013 года, начиная с зимы, уменьшался спрос на электронику и бытовую технику. В этом виновата общее макроэкономическое положение: рост доходов населения стал медленнее, из-за чего потребители покупают БТЭ реже, хотя конкуренция растет и предложение увеличивается,.
Уменьшаются продажи многих видов алкоголя. По данным Росстата за десять месяцев положительную динамику,, показали только коньяки и бренди, кальвадосы, чьи продажи выросли на 0.8 процентов, до 9.8 миллионов галлонов. А вот ликероводочные изделия и водка продавались хуже всех: падение в 6.6 процентов, до 113.5 миллионов галлонов. Еще хуже ситуация у пивоваров. Heineken в отчете за третий квартал среди приведших к снижению российских продаж факторов отмечает именно уменьшение потребительских расходов, а Carlsberg сетует одновременно на замедление российского макроэкономического роста.
Ощутили снижение спроса также в ресторанах, прежде всего в сетевых. Выручка «Росинтера», который развивает сети «Планета Суши», «IL Патио», «Costa Coffee» и «TGI Fridays», за девять месяцев снизилась на 2.6 процентов, до 7.3 миллиардов рублей. Падение в третьем квартале в сравнении с аналогичным показателем прошлого года стало еще глубже — на 8.6 процентов, до 2.3 миллиардов рублей.
Фото: © www.retailmagazine.ru
Поделитесь интересной новостью:
Продолжить чтение: