Ново-Зеландская флагманская авиакомпания планирует организовать полеты самолетов в Антарктиду с посадкой их на ледяной взлетно-посадочной полосе.
Многие страны уже отправляют своих ученых в Антарктиду, но эти рейсы, как правило, в ведении правительства или военных ведомств, или специализированных компаний.
Air New Zealand планирует использовать один из своих регулярных пассажирских самолетов для антарктических рейсов, Boeing 767-300.
Пресс-секретарь авиакомпании Мари Хоскинг, — сказала, что самолету не нужны никакие изменения и Антарктическая ледяная взлетно-посадочная полоса имеет характеристики обычной взлетно-посадочной полосы, находящейся в сухом снегу, с чем пилоты авиакомпании могут столкнуться в таком аэропорту, как Токио.
Авиакомпания планирует 5 октября пробный полет. В случае успеха, начнут функционировать еще два чартерных рейса в ходе предстоящего в Антарктике летнего сезона.
Самолеты стали бы взлетать в Christchurch, а приземлялись бы на взлетно-посадочной полосе Pegasus на леднике Росса, расстояние до которой 2 090 морских миль, что занимает около пяти часов.
В отличие от существующих военных самолетов, самолеты Air New Zealand могут вернуться в хорошем состоянии, без обязательной дозаправки. Получение топлива в Антарктиде и сложно, и дорого.
Полеты были зафрахтованный агентством Новая Зеландия — Антарктида, которое осуществляет антарктическую программу в стране. Рейсы также могли бы перевозить американских ученых, поскольку США работают совместно с Южной Тихоокеанской державой в Антарктиде.
Грэм Ayres, менеджер агентства Новая Зеландия — Антарктида, сказал, что взлетно-посадочная полоса должна быть подготовлена тщательно и что там достаточно грануляции, чтобы обеспечить необходимое трение.
«Очевидно, что вы не можете иметь скользкий каток», — сказал он. «Что было бы весьма опасно.» Он сказал, что самолет сможет перевозить около 200 ученых и вспомогательного персонала за каждый рейс. «У них есть возможности, чтобы перебросить туда много людей довольно быстро», — сказал он,
«Это очень волнующий момент.»
Стивен Паркер, представитель Новой Зеландии при Министерстве Иностранных дел и Торговли, заявил, что его государство пытается ограничить Антарктический туризм с целью минимизации его воздействия на окружающую среду. «Это согласуется со статусом природного заповедника Антарктиды, посвященной науке и миру», — сказал он.
Самолеты компании Air New Zealand никогда не высаживались в Антарктиде, но провели обзорные полеты над континентом. Когда в 1979 году один из ее самолетов врезался в Mt. Erebus, погибли все 257 человек, находящихся на борту.
Эта катастрофа запомнилась надолго в Новой Зеландии и, скорее всего, именно из-за этого авиакомпания не возвращалась в Антарктиду в течение более чем трех десятилетий.
Туристов, желающие попасть в Антарктиду должны, как правило, совершать свои поездки на теплоходе. На основе оценок Международной ассоциации антарктических туристических операторов Род-Айленд, около 35 000 туристов посетили континент летом прошлого года.